Восточный форум: ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

11 августа 2021
Восточный форум: ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В завершение второго дня Восточного форума «Цифровизация и ИТ-трансформация» прошла открытая дискуссия «Потребности в создании региональных центров компетенций в области цифровизации и ИТ-трансформации для системы образования». Ее участники затронули темы импортозамещения в системе образования, изменений в нормативной базе и системы воспроизводства кадров для цифровой экономики.

Правовые аспекты импортозамещения в процессе цифровизации образования раскрыла Людмила Бокова, проректор по профессиональному образованию Московского государственного областного университета. Она давно занимается этими вопросами и убеждена: внедрение цифровых технологий неотделимо от импортозамещения. Сейчас меняется отношение к отечественным ИТ-решениям и необходимо сформировать единые цели и ценности, а также понимание того, что набор и качество знаний, которыми будут обладать следующие поколения, во многом зависит именно от цифровизации школ и вузов.

К 2024 году в школах должна быть внедрена единая цифровая образовательная среда (ЦОС), способствующая саморазвитию и самообразованию. Она не является принципиально новой, а предусматривает интеграцию всех ресурсов. Это проект государственного уровня, и в приоритете — сохранение доступности школьного обучения, повышение эффективности управления образовательными процессами, а также забота о защите детей от чрезмерных нагрузок и информации, которая может нанести им вред.

ЦОС состоит из множества компонентов, и крайне важно, чтобы в ее основе были импортонезависимые решения. Для реализации новых образовательных возможностей требуется обновить инфраструктуру школы: обеспечить им доступа к ИКТ, оснастить их ПО и оборудованием, создать или модернизировать кабельные системы и т.д. В школах должны быть мультимедийные проекторы, экраны, принтеры, цифровые фотоаппараты, микроскопы и пр. Перечень ПО также установлен, в него вошли ОС, графические пакеты, клавиатурные тренажеры, инструменты планирования деятельности, музыкальные редакторы, видеоредакторы и многое другое. На каждом уроке можно использовать до двух средств обучения, включенных в реестры отечественных ИТ-решений, либо СПО.

Кроме того, сейчас идет проработка единой централизованной платформы «Моя школа». Она развивается постепенно и со временем объединит все связанные с образованием цифровые ресурсы. К моменту, когда решение начнет работать в полной мере, у всех детей, родителей и педагогов уже будут достаточно высокие компетенции в использовании всех необходимых им ИТ-инструментов.

Завершил конференц-день Роман Борисов, заместитель коммерческого директора по работе с образовательными организациями ГК Astra Linux. Он говорил о важности новых методических рекомендаций для образования и об инициативе ГК Astra Linux в части их разработки. Вендор предложил Минцифры, Минпросвещения и Миннауки проект рекомендаций по плавному переходу образовательных организаций на отечественное ПО. Уже получен положительный ответ от Минпросвещения, и компания ждет оценок двух других министерств, чтобы внести в рекомендации необходимые поправки. После окончательного утверждения документ будут направлен в региональные образовательные организации. Возможно, это будет значительным шагом к переходу сферы образования на отечественные ИТ-продукты.

ГК Astra Linux в рамках специальных программ выдает образовательным учреждениям бесплатные лицензии на свои продукты, и после тестового периода многие уже готовы к закупке. ПО Astra Linux можно записывать на флеш-носитель и открывать на компьютерах с другими ОС, что расширяет перечень изучаемых технологий ПО и упрощает работу педагогов. Отдельно отметим, что компания не получает прибыли от поставок в образовательную сферу: скидка на ОС для учебных заведений составляет 93%. Цель разработчика — сделать так, чтобы дети знакомились с ПО Astra Linux со школьной скамьи, более подробно изучали его в вузах и в дальнейшем могли легко применять в работе.