Участники сошлись во мнении, что полному импортозамещению повсеместно мешают стереотипы заказчиков и их психологическая неготовность к смене привычных инструментов, а также модернизации своих IT-инфраструктур, недостаточность финансирования, отсутствие коробочных масштабируемых отраслевых решений, дефицит квалифицированных специалистов в области отечественного ПО.
Группа компаний Astra Linux совместно с ИА «Татар-Информ» организовала и провела пресс-конференцию в формате круглого стола «Увеличение доли отечественного ПО в деятельности госорганов». Мероприятие состоялось 24 октября 2019 года в Казани при поддержке ОЭЗ «Иннополис» и компании TrueConf, которая посредством своего клиентского приложения обеспечила видеоконференцсвязь с Челябинском и Севастополем. В круглом столе приняли участие представители ведущих республиканских СМИ, сотрудники органов исполнительной власти и их подведомственных организаций. Спикерами выступили замминистр информационных технологий и связи Челябинской области Василий Кокорюкин, начальник управления информационно-технического сопровождения Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Дмитрий Окунь, директор по маркетингу ГК Astra Linux Александр Гутин, руководитель группы продвижения решений по информационной безопасности компании «ICL Системные технологии» Илья Петров, замгендиректора по развитию и взаимодействию с резидентами ОЭЗ «Иннополис» Вадим Галеев, руководитель регионального направления «Мой Офис» компании «Новые облачные технологии» Борис Иванов, замдиректора по научной части Высшей школы информационных технологий и интеллектуальных систем (ИТИС) Денис Зуев и эксперт службы безопасности компании «СёрчИнформ Интеграция» Георгий Минасян.
Сегодня в рамках реализации программы импортозамещения действуют следующие целевые показатели: к 2024 году доля отечественного ПО в госструктурах должна превышать 90%, а в госкомпаниях – 70%; к 2021 году на российский рынок должно импортироваться не более 50% бизнес-приложений и антивирусного ПО. К 2019 году 80% чиновников должны были быть переведены на отечественные офисные пакеты и ОС. По данным Счетной палаты Российской Федерации, в 2018 году доля закупок отечественного ПО госорганами превысила 50%, но по факту реальный уровень импортозамещения очень зависит от конкретного сегмента: например, в сегменте офисного ПО он не достигает и 40%, а в СЭД – 10%.
Участники круглого стола в ИА «Татар-Информ» отметили успехи политики импортозамещения, к которым отнесли начало разработок ГИС без иностранных компонентов, активную технологическую кооперацию российских разработчиков для закрытия потребностей заказчиков по функционалу, рост отечественной радиоэлектронной промышленности и разработки в сфере базовых IT-технологий, появление рабочих методологий миграции на отечественное ПО, появление рынка труда и обучающей инфраструктуры по отечественным программным продуктам, первые реализованные проекты федеральных служб и ведомств по переходу на отечественное ПО.
Василий Кокорюкин, замминистра информационных технологий и связи Челябинской области, в своем докладе сообщил, что у них процесс импортозамещения стартовал еще в 2015 году.
«После выполнения плановых мероприятий к 2021 году не менее 90% компьютеров в наших органах исполнительной власти будут целиком работать на отечественном программном обеспечении».
Замминистра отметил, что первым обучился работать на российской операционной системе губернатор области, а вслед за ним повторить этот опыт были вынуждены и другие чиновники. Сейчас Челябинская область находится в «переходном периоде», когда часть программ – это разработки отечественных компаний, а часть – зарубежных в силу того, что целый ряд программ не имеет отечественных аналогов.
Дмитрий Окунь, начальник управления информационно-технического сопровождения Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, также поделился опытом внедрения отечественной операционной системы Astra Linux в 353 учебных заведениях в рамках проекта ФИС ФРДО. Построенная сеть связывает общеобразовательные учреждения Крыма одновременно и с министерством образования республики, и с Федеральным реестром сведений.
«Мы столкнулись с проблемой использования электронной подписи. Но сумели с ней справиться весьма оперативно, подключив к решению вопроса техническую поддержку компании-разработчика».
Александр Гутин, директор по маркетингу ГК Astra Linux, перечислил недостатки и проблемы отечественного софта. По его мнению, самая большая сложность импортозамещения – это психологическая неготовность к смене привычных инструментов. Очень непросто перевести всю инфраструктуру, которая была создана в рамках Windows на российскую платформу. Доля отечественного ПО сегодня могла быть значительно выше, если бы сами заказчики не стремились обойти действующие ограничения при закупках и найти обоснование дальнейшему использованию привычного иностранного «софта».
«Существует стереотип, что российское хуже зарубежного. Но начните переход с руководителей. Им понравится, а дальше все пойдет по накатанной. Главное – сделать первый шаг и посмотреть, как все работает. Функционал российского ПО как минимум адекватен и релевантен функционалу программ из-за рубежа. Справедливости ради стоит отметить, что серьезный недочет, на наш взгляд, в рамках обеспечения прикладным ПО заключается в отсутствии графических про-грамм и того, что касается проектирования. Здесь очень мало аналогов среди российских разработок, да и они с обрезанным функционалом. Все остальное российскими разработчиками уже сделано».
Борис Иванов, руководитель регионального направления компании «Новые Облачные Технологии» считает, что для эффективного импортозамещения необходим комплексный подход внутри госорганов: оценка имеющейся инфраструктуры, выбор подходящей платформы ПО с учетом перспектив развития организации, планирование работ по интеграции с сохранением бизнес-процессов, обучение сотрудников. Еще одна причина, почему процесс импортозамещения идет медленно, — сдвиг сроков централизованной закупки. Более того, некоторые заказчики плохо понимают, как получить дотации и льготы на российское программное обеспечение. Субсидии государственным структурам, которым не хватает бюджета, могли бы помочь процессу перехода на отечественные решения.
«Импортозамещение программного обеспечения в региональных органах исполнительной власти сильно зависит от возможности интеграции в государственные информационные системы. Решения МойОфис легко встраиваются в доверенные инфраструктуры любого уровня. Они обеспечивают контроль над данными на стороне заказчика, поддерживают ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) и совместимы с известными российскими системами электронного документооборота. Реализация самих интеграционных проектов осуществляется партнерами-интеграторами, которые формируют спрос на основе пожеланий заказчиков. Мы ожидаем, что по итогам 2019 года объём выполненных контрактов превысит результат прошлого года на 20-25%, этого удалось добиться за счёт развития механизмов межпрограммного взаимодействия и заключения технологических партнёрств с крупными участниками рынка».
Илья Петров, руководитель группы продвижения решений по информационной безопасности компании «ICL Системные технологии», заметил, что отечественным продуктам нужен компетентный заказчик. Эксперт также обратил внимание на то, что сейчас в нормативных актах присутствует много ограничений и сложностей для зарубежных компаний, которые хотят работать на территории России.
«В долгосрочной перспективе, ограничительные меры и протекционизм будут со-всем не на пользу отечественным решениям. Потому что отсутствие конкуренции с технологическими лидерами международного рынка может вызвать стагнацию. Изоляция никогда не давала хорошего результата. Особенно в контексте технологического развития».
Вадим Галеев, замгендиректора по развитию и взаимодействию с резидентами ОЭЗ «Иннополис», подтвердил, что особая экономическая зона обладает всей необходимой базой для того, чтобы стать площадкой по разворачиванию виртуальных моделирующих стендов, на которых заказчики могли бы еще перед началом миграции на отечественное ПО протестировать совместимость критически важных компонентов своих IT-инфраструктур, поменять настроенные взаимосвязи программных продуктов и обеспечить их корректное функционирование в рамках будущей информационной системы.
«Иннополис в I квартале 2020 году откроет IT-инкубатор, где компании смогут получать необходимую поддержку для дальнейшего развития. Он будет заточен под корпоративную акселерацию и интеграцию. Уже сейчас есть огромное количество корпоративных заказов. Общая площадь нового инкубатора составит более 1,5 тыс. кв. метров. В нем одновременно смогут работать 180 человек. Для участников инкубатора будет открыт доступ к партнерам, инвесторам, про-граммам поддержки и содействия в продвижении продуктов компании».
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что одним из самых серьезных барьеров для реализации импортозамещения на местах является кадровый вопрос. На рынке наблюдается значительный дефицит квалифицированных специалистов в области отечественного ПО. Сейчас в России 150 вузов уже включили курсы по ОС Astra Linux в свою программу обучения.
Денис Зуев, заместитель директора по научной части Высшей школы информационных технологий и интеллектуальных систем (ИТИС) КФУ, сообщил, что Казанский университет также планирует обучать студентов работе на отечественном программном обеспечении, тем самым способствовать продвижению российских программ на рынок.
«Со своей стороны КФУ готов к партнерству и внедрению новых практик в программы. Образовательным учреждениям необходимо видеть всю картину целиком, чтобы предлагать учащимся максимум из всего ныне существующего. Наши студенты должны знать весь набор инструментов, в том числе и отечественное программное обеспечение».
По результатам круглого стола было выдвинуто предложение о создании рабочей группы по реализации программы импортозамещения в Республике Татарстан, в которую войдут представители компаний-разработчиков, интеграторов и госструктур. Вадим Галеев подтвердил, что ОЭЗ «Иннополис» готов выступить площадкой для рабочей группы.